Семиотика - Лотман Ю.М. - Культура и взрыв [1992, /, ]

Семиотика - Лотман Ю.М. - Культура и взрыв [1992, /, ]

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Внутри мыслящих миров Статьи. Заметки — Редакторы Н. Шпак Компьютерная верстка С. Пилипенко Компьютерный набор Г. Подписано в печать Плаксин Все права защищены.

Философия символических форм (Барт, Кассирер, Лангер)

Лотмана Исходя из концепции Ю. Лотмана, во многом развитие той или иной культуры определяется множеством факторов — географических, политических, типологических. С одной стороны, географическое положение той или иной культуры изначально дано и до некоторой степени определяет своеобразие ее судьбы, которая неизменна на всех этапах развития.

Леонид Андреев - писатель страха. Он cоздает в своих произведениях атмосферу страха, обращается не к сознанию Семиотика страха. . Ю. М. Лотману, «мыслится как господство"выражения" над"содержанием"," поэзией"».

Основные его исследования были посвящены семиотике культуры, семиотике поведения и языку кино. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" — система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию.

Другие - только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации светофоры , используемая для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов необходимой информацией для правильного поведения на улице. Наконец, есть языки, имеющие и ту и другую форму. Свой язык есть и у кино, просто большинство людей не задумывается об этом, а Ю.

Ю.М.Лотман

Морриса, швейцарского лингвиста Ф. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. У истоков семиотики стояли ученые П. В эти же е гг. Среди энтузиастов были Б. Якобсон, тогда еще совсем молодые ученые.

Юрий Лотман - Семиотика кино и проблемы киноэстетики .. полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения.

; ; , .

Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьЮ.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

, . .

Алференко Н.А. Концепт страх в русском и немецком языковых сознаниях / Н .А. Душенко К.В. Михаил Лотман о семиотике страха в русской культуре.

Много лет назад мое увлечение филологией и культурологией в значительной степени началось с работ Юрия Михайловича Лотмана. И если за эти годы я постепенно пришел к выводу, что тартуский структурализм был во многом основан на заблуждении, это понимание не было для меня легким. Тем не менее, несмотря на восхищение Лотманом как человеком и ученым, следует сказать столь однозначно, сколь это вообще возможно: Дело не только в том, что она оказалась неэффективной при рассмотрении многочисленных форм взаимосвязи между текстом и окружающим культурным и социальным пространством, и не только в ее неспособности обеспечить адекватную теоретическую основу при анализе огромного и разнородного материала, собранного исследованиями культуры в последние десятилетия.

Существует и более глубинная причина, так сказать, логико-генеалогического свойства: Современное понимание гетерогенности пространства литературы и контекстуальной обусловленности его значимых элементов находится в радикальном противоречии со структуралистским представлением о языке как обладающем двойным членением, предзаданным набором смыслоразличительных оппозиций и возможностью проведения коммутационного теста с целью идентификации последних1.

Помимо этого, структуралистам так и не удалось выявить в литературных текстах стабильных синтагматических последовательностей, соответствующих изначальным предсказаниям. Теория семиотического кода, предложенная Умберто Эко, также оказалась неспособной разрешить накопившиеся противоречия2. Возможно, что именно в свете этих неудач и была создана лотмановская лингвистическая модель литературы, подразумевающая крайне широкое определение языка, — последняя из значимых моделей структурализма.

Во-первых, как структуралисты часто подчеркивали, она выделяет автономный объект литературного анализа, поиски которого были ключевыми для литературоведения еще со времен формалистов. Во-вторых, она очерчивает общую семиотическую перспективу — на первый взгляд, ясную и внутренне последовательную, — в рамках которой конкретные эмпирические проблемы и находки могут быть проанализированы3. В-третьих, она обеспечивает критика набором лингвистически ориентированных аналитических инструментов, которые считаются универсально применимыми и, таким образом, могут использоваться почти автоматически, безотносительно к уровню общей компетентности аналитика4.

И поэтому нет ничего удивительного в периодическом возвращении интереса к лингвистической модели литературы, особенно в той форме, в которой она была сформулирована структуралистами.

Реферат: Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики

Успенскому От издательстваЛотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии"Культура и взрыв" и"Внутри мыслящих миров" , статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

В году лидер Тартуско-московской семиотической школы ушел из жизни, с симптоматичным подзаголовком"Семиотика и история", Лотман пишет, . (в данном случае страха как мощного культурного механизма), который.

Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками.

Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию.

Ю. Лотман. Теория знаковых систем

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция.

Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем.

5 Ю. М. Лотман, Сюжетное пространство русского романа XIX столетия, циироваться с репликой Николая Петровича к брату, выражающей страх ста -.

Пройдя этот путь зарождения семиотических идей, мы можем вновь вернуться к рассмотрению внешних составляющих, которые способствовали зарождению этих идей. Перечислим, как нам представляется, наиболее существенные из внешних параметров: Религиозный - идея соборности, будучи взглядом целого, а не частного, привлекает системные идеи, усиливает тягу к общим теориям, что происходит, к сожалению, в ущерб конкретным анализам и конкретным исследованиям. Цивилизационный - Россия всю свою историю находится на стыке цивилизационных парадигм, имея в своем составе как европейскую, так и азиатскую составляющую.

Одновременно для России всегда очень важны внешние влияния, ее культура постоянно формируется под давлением иносемиотики - татаро-монгольской, французской, немецкой. Столкновение семиотических языков делает. Исторический - первая мировая война вынесла на авансцену агрессивное начало семиотики. Вспомним высказывания Владимира Эрна того периода: Орудия Крупна с этой точки зрения являются безмерно характерными и показательными" Эрн В.

Культурный - Россия всегда была"больна" культурой, философией, отдавая им преувеличенное значение. Значимость писателя в ней всегда выше, чем где бы то ни было еще. Это же касается режиссера, ученого, которые всегда в этих условиях смещаются на позиции философа.

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики

Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму.

Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию.

врагов России рассуждает на семиотик Михаил Лотман. поможет психолог, который рационально объяснит его страх.

И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов1. Поскольку в основе текста, видимо, лежит реальное переживание — воспоминание о четырехдневной буре в сентябре г.

В стихотворении выделены два компонента душевного состояния автора: Последний — отмечен неожиданным включением в амфибрахический текст анапестических строк: Глаза его читали, Но мысли были далеко; Мечты, желания, печали Теснились в душу глубоко.

Михаил Лотман

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни тут!